Раменский Клуб Туристов

Случайное фото

Лыжный поход
выходного дня
18 января





tutu.ru -
Расписание электричек
(Москва и Московская область)
расписание самолетов,
поездов и электричек


ГлавнаяО насСобытияАрхивГалереяСсылкиФорум
Техн. описания | Статьи | Документы | Карты

Эскимосский переворот

РКТ

Легендарные "шестидесятники", положившие начало массовому любительскому туризму в нашей стране, вряд ли могли себе представить, как расцветет их любимое дело и каким разнообразным и многоликим оно станет. Пешие походы, вело-походы, лыжные походы, спелео-туризм, экстремальный альпинизм, водный слалом - всех разновидностей современного туризма не перечислишь. Помочь нам разобраться в этих тонкостях взялись ребята из Раменского Клуба Туристов (РКТ).

Туризм не должен быть каторгой

Уютный подвальчик, в котором проходило очередное собрание РКТ, был чем-то средним между каморкой папы Карло и мастерской влюбленного художника с Монмартра. Стены каменной гостиной были увешаны самодельными стенгазетами и фотоотчетами, дипломами и картами самых разных лет. На специальных крепежах висели байдарки и каяки (легкая одноместная лодка, изобретенная народами Севера; внешне напоминает маленькую байдарку). На полках лежали весла и различная амуниция. На столе, за которым сидели участники собрания, красовался блестящий самовар, вокруг него горой громоздились печенья, бублики и возвышался праздничный торт: у одного из членов турклуба был День Рождения. Атмосфера в комнате была настолько гостеприимной, что я даже забыл про свои отмороженные уши.

- Туризм не должен быть каторгой - это наш основной принцип, - говорит Виктор Иванович, руководитель РКТ. - Мы занимаемся этим делом не для работы, а ради удовольствия.

- То есть профессионально этим заниматься нельзя?

- Почему нельзя? Можно. Существуют профессиональные туристические секции, люди получают спортивные разряды по туризму… Просто каждому свое.

- А Вы сами давно этим делом занимаетесь?

- Почти сорок лет. С начала 70-х. Мне было восемнадцать, когда я пришел в турклуб. Практически сразу после школы.

- Что Вас привело сюда?

- Надоело смотреть на жизнь глазами Юрия Сенкевича (был такой ведущий программы "Клуб кинопутешествий"). Сработало что-то в характере: а почему я сам не могу попасть вот в эти места, которые мне по телевизору показывают? К тому же было просто интересно заняться чем-то новым. Жизнь очень многогранна, и туризм раскрывает очередную ее грань, на мой взгляд, весьма обширную и познавательную.

- А с какой мотивацией народ приходит сейчас?

- Это надо у народа спросить [улыбается].

- Давайте спросим. Народ, как вы сюда попали?

- В каком-то смысле случайно, - откликается Артем, один из молодых турклубовцев, студент Московского Энергетического Института (МЭИ). - Я катался на лыжах для поддержания формы вместе с приятелями. Потом эти приятели предложили мне сходить в небольшой лыжный поход. Там я познакомился с турклубовцами. Сходил с ними еще в несколько походов. А когда наступила весна, меня пригласили в поход на байдарке. Я тогда от всего этого был довольно далек, но впечатлений от первого раза была масса. И я втянулся. Стал участвовать в походах, соревнованиях. В больших сплавах по карельским рекам…

- Что тебя больше всего привлекает в этом деле? Почему ты продолжаешь заниматься туризмом?

- Что привлекает? Во-первых, атмосфера людей, близких тебе по духу. Ощущение команды, когда практически все делается вместе. Особенно это чувствуется, когда сплавляешься в байдарке или выступаешь в каяке-двойке (специальный двухместный каяк - прим. С.Б.), где оба человека должны работать слаженно и вдвоем принимать решения. Ну а во-вторых, конечно же, азарт соревнований и спортивный интерес.

"Я - не Федор Конюхов"

- На мой взгляд, каждому надо дать возможность попробовать что-то новое, - снова вступает в разговор Виктор Иванович. - Кто-то попробует и скажет: "Нет, это не мое. Мое - это бальные танцы". Это его право.

- Много таких? Многие уходят?

- Конечно, многие. Но кто-то, как Артем, втянется, загорится и останется. В любом случае, это будет добровольный и сознательный выбор. А если человеку не дать попробовать ананас - он никогда и не поймет, что такое ананас, сколько ему ни рассказывай про него.

- Много ли студентов среди тех, кто приходит к Вам?

- Разумеется, много. Студенчество - самое время для туризма! Ну когда ты еще сможешь сходить в поход и летом, и весной, и зимой, и осенью? Только в студенческие годы.

- А не тяжело ребятам учебу с туризмом совмещать?

- Да чего тяжелого-то? Мы же тоже в свое время учились - и нормально успевали! Разумеется, я не Федор Конюхов и себя с ним не равняю. Это особый случай. Но прикоснуться практически ко всем основным видам туризма мне довелось.

- И все же какое-то приоритетное направление Вы для себя определили?

- Пожалуй, да, для меня это водный туризм.

- Почему водный? Что в нем Вас привлекло?

- Я сам себе часто задавал этот вопрос. И читал по этой тематике довольно много. И вот в каком-то издании, не помню уже, вычитал фразу, с которой согласен на все сто: водный туризм дает мне в несколько раз больше положительных эмоций на единицу затраченной энергии, чем любой другой вид.

"Видеть воду"

- Ну давайте тогда о Вашем любимом виде и поговорим. Что для него главное? Чего байдарка требует от гребца?

- Знаешь, у водников есть такое выражение: "видеть воду". Это как слух у музыканта. Вот это-то, пожалуй, и главное.

- От чего это "видение" зависит? От природы? От тренировок? Слух ведь развивают в музыкальной школе…

- Развивают - да. Развить можно. Но с нуля поднять - вряд ли. Глухого ты ведь слышать музыку не научишь, правда? От природы тут тоже многое зависит. Даже координацию движений (а она тоже очень много значит для байдарочника) можно развить только до определенной степени.

- И тем не менее от учителя ведь многое зависит, не так ли?

- Да, это бесспорно. Человек должен уметь чувствовать край. Если он один-два раза упадет и ушибется, он второй раз в это место не полезет. Но для этого нужно, чтоб он упал под надсмотром. Тогда он шею себе не свернет.

- То есть, прежде чем пустить человека на какой-то опасный сплав, Вы какое-то время держите его "в инкубаторе", что называется? Как долго этот "инкубационный период" продолжается?

- Все очень индивидуально. У кого-то лучше координация от природы, ему достаточно показать основы техники, основной гребок, эскимосский переворот (прием, с помощью которого можно вернуться в исходное положение, если вы перевернулись в каяке - прим. С.Б.) - и можно выпускать на какую-нибудь безобидную речку типа Протвы. А с кем-то сложнее. В любом случае, сначала нужно в режиме тренировок довести некоторые вещи до автоматизма.

В походе должна быть команда

- Перейдем к материальной части. Что нужно воднику из снаряжения, помимо судна (байдарки, каяка, катамарана)?

- Все зависит от сезона и от условий сплава. Осенью или весной нужен гидрокостюм. Летом жарко, поэтому летом он не обязателен. Гидрокостюмы тоже разные для разных условий. Запасные вещи с собой обязательно нужны, чтобы переодеться в сухое. В советское время у нас ничего практически не было, чем богаты, тем и рады. А сейчас другая проблема: все есть, но тащишь-то все придется на своем горбу, так что лишнего брать не стоит.

Другой очень важный момент - это быт. Каким бы тяжелым поход не был, если на стоянках человек отогреется, обсохнет, поест, выспится в тепле - ему будет намного легче.

- А денег на такие походы много у ребят уходит?

- Ну считай, на последний поход в Карелии мы за 10 дней потратили по 3,5 тысячи рублей на человека. Копейки, по большому счету.

- А байдарки, весла, снаряжение…

- Тут уже взаимовыручка помогает. Когда я только открывал турклуб, практически вся материальная часть в нем была из моего личного арсенала. А теперь уже ребята нанесли больше, чем у меня было. С коллегами из других организаций мы друг другу постоянно помогаем. Допустим, у меня одного типа катамаран, у него другого. Если ему понадобится такой как у меня - конечно, я одолжу! Сейчас нет смысла каждому индивидуально иметь полный боекомплект. Одна байдарка стоит в среднем тысяч двадцать рублей.

- Какую роль играет та же взаимовыручка в походах?

- Ключевую. В походе должна быть команда. Это, пожалуй, самое главное. И задача учителя, тренера, руководителя маршрута - эту команду создать. Только когда в группе наступит взаимопонимание, гармония, каждый из участников похода получит от него максимум положительных эмоций. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: мы занимаемся туризмом ради удовольствия.


     Сергей Баринов
     октябрь, 2007