Раменский Клуб Туристов

Случайное фото

Водный поход р.Протва
июль 2006





tutu.ru -
Расписание электричек
(Москва и Московская область)
расписание самолетов,
поездов и электричек


ГлавнаяО насСобытияАрхивГалереяСсылкиФорум
Техн. описания | Статьи | Документы | Карты

Отчет о водном путешествии по реке Великая (Копылок - Усохи, Псковская область)

Дата: 27 июля - 2 августа 2007 года.

Участники похода:
Артём, адмирал, арендатор и капитан "Тайменя-2М". Имеет большой стаж по пешему туризму и весьма малый по водному. С ролью руководителя справился удачно. Рыболов.
Оксана, завхоз, вперёдсмотрящий "Тайменя-2М". Имеет большой стаж по пешему туризму и весьма малый по водному.
Тоня, хозяин и капитан "Щуки-2". Ас водного туризма.
Лёша, вперёдсмотрящий "Щуки-2". Рыболов. Бывалый водник.
Юля, хозяин и единственный гребец "Щуки-1". Бывалый водник.
Алёна, вперёдсмотрящий "Тайменя-2". Это был первый поход в её жизни, но она выступила блестяще.
Леонид, автор этих строк, хозяин и капитан "Тайменя-2". Реммастер.

Поход.

- Ехать за тридевять земель на обычную равнинную реку? Тратить день на дорогу? Тратить 1600 рублей на железнодорожные билеты? Где логика, где разум? Ведь на этой реке ничего особенного ждать не приходится: никаких порогов, скал, тайги на ней нет. Всё, что там можно увидеть - лесочки, луга, мели, омуты, завалы… Да на любой подмосковной речке такого добра навалом! Шли бы вы лучше на какую-нибудь Клязьму, Москву-реку, Оку… По длине маршрут тот же, ощущения те же, а по деньгам и по заброске - огромный выигрыш. Добраться до любой подмосковной реки можно за пару часов на электричке почти бесплатно. А вы куда собрались? На что надеетесь? - такие мысли высказывали мне перед походом многие. И я, и другие участники похода немало прониклись такими мыслями. Однако адмирал жёстко заявил: "Не переживайте, ребята: река Великая преподнесёт нам немало сюрпризов; это будет отличный поход!" И он не ошибся…

День первый.

Ранним субботним утром скорый поезд "Москва-Рига" остановился на станции Пустошка, и семеро туристов, подгоняемые проводницей, вывалились из него вместе со своими рюкзаками и байдарками. Состав, дав прощальный гудок, поехал дальше, а мы остались ждать грузовика (Артём ещё в Москве созвонился с местным водителем Виктором и договорился о заброске нас на реку). Неожиданно на пути встал грузовой поезд, и сразу вслед за этим последовал звонок от водителя о том, что состав перегородил ему дорогу. Я отправился к головному вагону узнать, когда поезд отходит. Потом был прикол: поезд тронулся уже через полминуты после моего разговора с машинистом. Оказалось, что он сам не знал, что перегородил собой единственную возможную дорогу, и поспешил исправиться.

Виктор на своём грузовом "Фольксвагене" без приключений завёз нас на реку (вернее, на озеро, через которое она текла), и мы принялись за приготовление завтрака и сборку байдарок. Тут не обошлось без прикола: Артём слишком доверился своему приятелю из Москвы, который дал ему байдарку, и не удосужился проверить её комплектность. Оказалось, что только у одного из вёсел не хватало одной лопасти и самой оси. Пришлось ему сделать ось из ствола дерева. Со второй лопастью же ничего не получилось, хотя мы из чего только не предлагали ему её сделать: и из сковородки, и из руля, и из сиденья. В итоге это весло так и осталось однолопастным, как у каноэ, и весь поход Артёму пришлось толкать байдарку почти в одиночку, в то время как Оксана, его впёрёдсмотрящий, могла лишь подруливать. Но поскольку наш поход обещал быть расслабляющим (40 км предполагалось пройти за 3 дня), это было допустимо.

(Для любопытных рассказываю, что представляло собой флагманское судно "Таймень-2М". Это был собственноручно модернизированный "Таймень-2". Вместо трёх стрингеров с каждой стороны у него их было по два, зато в обоих боках были вставлены надувные баллоны для улучшения плавучести. Фальшборта ставились не поверх шкуры с последующей её натяжкой, а вставлялись в специальные карманы. Несколько изменена была и схема стыковки кормы и носа).

В полдень мы отплыли. Наш путь вначале проходил по озеру причудливой изогнутой формы, со множеством проток неизвестного происхождения. Плыли, ориентируясь по компасу. Вскоре мы пересекли озеро и, преодолев полосу кувшинок, вышли на малую воду.

Речка была вся в камышах. Они образовывали густые заросли и по берегам, и посреди течения. Деревья вначале росли высоко над водой, но потом начали низко опускать свои ветви, норовя нас причесать. Наши байдарки змейкой катились по течению. Иногда удавалось красиво и чисто огибать заросли камышей и проскакивать между зависшими над водой ветками, а иногда приходилось плыть напролом, раздвигая их кормой. Потом начали попадаться упавшие в воду стволы. Лежали они на удивление красиво, так, что ни одного из них не пришлось обносить, везде был свободный проход по воде. Часто попадались целые кучи таких стволов. Только обогнёшь один, как уже перед тобой второй, который надо обходить с другого берега, сквозь густые нависшие ветви… Послушный рулю и вёслам "Таймень" ловко маневрировал среди всех этих препятствий. Было весело.

Постепенно течение стало ослабевать, берега расступаться, и мы выплыли на второе озеро, несколько меньше первого. Мы его быстро пересекли и снова поплыли по реке. Адмирал отдал приказ искать место для перекуса. Но берега быль сплошь в камышах... Тут камыши с правого берега стали ещё и наступать на нас. Незаросшая часть реки вдвое сузилась. Оксана углядела среди зарослей проход. Три байдарки сразу свернули в него, ожидая увидеть за ним песчаный берег для выхода на перекус. Зря: берег там был отвесный и заросший. Более того: метров через 30 путь байдаркам преградила неглубоко лежащая в воде коряга. Все трое преодолели её по-разному: Артём с Алёной отступили и вернулись обратно, Юля на "Щуке-1" перевалилась через неё, чуть притопив её ногой, а мы с Алёной ринулись напролом через камыши.

Вскоре мы нашли подходящий берег у заброшенной деревни и перекусили. Поплыли было дальше, но вскоре обнаружилась течь во флагманском судне. По-видимому, где-то на ветках соскочила старая заплатка. Пришлось встать на ночлег, хотя ещё было рано (около 4 часов вечера). Никто особо не расстроился, потому что дневной план был уже выполнен.

Вечером купались, пели у костра, рыбаки пробовали ловить рыбу.

День второй.

Утром довольно быстро собрались. Артём пред отплытием сообщил нам, что в нескольких километрах впереди от нас будет опасная плотина. "С одной стороны она более-менее проходится. Но если свернёшь не в ту струю, тебя занесёт в карман под стену. Байдарку засосёт и скрутит в бараний рог. Местные жители рассказывают о настоящем байдарочном кладбище. Поэтому, как только увидим плотину, сразу причаливаем к берегу. Без осмотра идти через плотину смертельно опасно!" - сказал Артём.

Выслушав напутственные речи, мы поплыли дальше. Река вначале была такая же: С обоих берегов свисали ветки, повсюду росли камышиные заросли, было много упавших стволов. 4 байдарки одной цепочкой, не разделяясь, почти наступая друг другу на пятки, зигзагами обходили все препятствия.

Вскоре характер реки стал меняться. Вначале стали попадаться одинокие валуны, потом они стали попадаться группами, вскоре вода начала волноваться. Начались перекаты. Вначале это были лишь короткие участки беспокойной воды, на которых нас лишь слегка покачивало, потом начало уже трясти, и вскоре мы оказались в длинной каменистой шивере. Байдарки прыгали на валах, чесались дном о камни. То одна, то другая байдарка, не рассчитав струи, вставала, указывая другим обходные пути. В одном месте мой "Таймень-2", обходя вставший флагманский "Таймень-2М", тоже застрял, прямо около него, а плывшая сзади "Щука-1" налетела мне на хвост, от удара развернулась и дальше поплыла задом. Позднее у Оксаны сломалось деревянное весло. Что сказать: улёт! Мы чувствовали себя крутыми экстремалами.

Вскоре поступила спешная команда "Чалимся!" - за деревьями показались стены полуразрушенной плотины. Берега подходящего не было, все байдарки столпились под довольно отвесным склоном. Тоня с Лёшей как опытнейшие водники пошли осматривать плотину. Была установлено расположение основных струй. Было решено, что на "Щуках" плотина проходима, а для "Тайменей" в ней местами очень мелко и велика вероятность пропороться. Принялись обносить. Обнос был непрост: вначале подъём вверх на несколько метров почти по отвесному берегу, потом проход длиной метро сто через заросли кустарника по краю обрыва, затем спуск вниз. Ещё нас слегка подмочил небольшой кратковременный дождик.

Потом я, Алёна, Оксана и Артём собрались на самом панорамном месте смотреть, как поплывут через плотину Юля и Лёша с Тоней. Артём даже вооружился морковкой, чтобы спасать утопающих. Но всё обошлось: Юля стремительно и красиво пронеслась через перекат, а Тоня с Лёшей прошли его медленно и спокойно.

Дальше Артём сделал Оксане новое весло, и собрались плыть дальше. Мы с Алёной отплыли первыми. Проплыв дорожный мост, пройдя тройку небольших перекатов, мы встали у берега ждать остальных. Ждали довольно долго, а никого не было. Стало неспокойно: неужели где-то пропоролись? Подняться к ним вверх по течению, через три переката, было невозможно. Тогда я оставил Алёну в байдарке под завесой ветвей, а сам, захватив ремнабор, пошёл к ребятам по берегу. Это оказалось гораздо сложнее, чем по воде: пришлось продираться через крапиву, кусты, овраги. Через несколько минут, исцарапанный и запыхавшийся, я нашёл их у моста. Оказалось, что никто не пропоролся, просто некоторые пошли в магазин. Обратно я возвращался весьма необычным методом: меня везли на носу "Щуки" Лёша с Тоней. Везли через те же ветви, перекаты…Хорошо прокатился!

За деревней перекусили. Снова пошёл дождь, мелкий, но затяжной. Укрывшись дождевиками, мы поплыли дальше. Плыли весело: лавировали между ветвей, камышей, скакали по перекатам (их дальше было много). К вечёру вышли на большое озеро и встали на нём на ночлег. Когда стемнело, была сильная гроза.

День третий.

Утром на озере стоял такой туман, что не было видно берегов. Небо и вода сливались в сплошной серой дымке. Жаль, почти никто этого не видел: к тому моменту, как все проснулись, успел подуть ветер, и туман, который, казалось, установился навсегда, рассеялся за минуту.

Поплыли дальше. Из озера мы вновь свернули на малую воду, но течения в ней не было. Более того, мне показалось, что эта протока идёт по огибающей вокруг места нашей ночёвки. Подумалось, что мы ночевали на острове и теперь просто огибаем его. Вскоре мы вновь выплыли на большую воду, и тут я уже окончательно убедился в том, что мы просто оплыли остров: пейзаж очень походил на вчерашний. Однако, присмотревшись, я углядел на другом берегу турбазу. Действительно, другое озеро.

Скоро мы озеро пересекли и снова оказались на малой воде. Река здесь была пошире, без перекатов, обильно поросшая камышами. Перекусили на одном её берегу. Дальше заплыли в новое, последнее за поход озеро и встали там. Вечером снова был ливень, но он не испортил нам настроения: мы сидели под тентом, играли в пантонимы, нам было весело.

День четвёртый.

Днёвка.

Кругом нас сосновый лес, полный черники и брусники. Почти все набрали ягод, сварили морс. Рыбаки дважды плавали на озеро ловить рыбу, но неудачно: клевала лишь мелочь. Я ходил за грибами, набрал немного, но достаточно для нас. Вечером играли в спартакиаду. пели песни у костра.

Назавтра нам оставалось проплыть пару километров до места антистапеля в деревне Усохи. Там нас вновь забирал Виктор и отвозил в Пустошку.


     Автор: Леонид Попов