ПОИСК            

   О НАС         
   ПОХОДЫ           СОРЕВНОВАНИЯ           ФОРУМ       

Раменский Клуб Туристов - туристические походы, карты, маршруты; организация мероприятий
<< МАРТ '24 >>
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24

25
26
27
28
29
30
31


 Гребной слалом в России
 Canoe Slalom Technique Library
 Т/к Алмасты (Домодедово)

Календарь на 2016 год







 

 Подробная лоция голубых дорог Центральной России (Часть 3)

 Подробная лоция голубых дорог Центральной России (Часть 1)

 Подробная лоция голубых дорог Центральной России (Часть 1)




 

Отчет о водном путешествии III (с элементами IV) категории сложности по рекам Вама-Водла (Карелия)



Другая информация по походу

     Дата: с 10 по 23 августа 2006г.

     Участники похода: (экипаж №1) Голубович Андрей, Алексеева Анна
                                (экипаж №2) Буркин Андрей, Ванин Артем
                                (экипаж №3) Быстров Иван, Трифонова Татьяна

     Все суда: байдарка "таймень-2"

     Лето 2006 года выдалось жаркое и крайне засушливое, поэтому уровень воды в реках был очень низким, и данное обстоятельство необходимо учитывать при использовании данного отчета для проведения походов.

     Все началось 10 августа. Ленинградский вокзал в Москве. Вещи собраны, "шкуры" байдарок проклеены, билеты на поезд и еда куплены, в общем, всё готово для длительного путешествия по живописной Карелии.

     11 августа. Утром прибываем в Петрозаводск. После практически бессонной ночи приводим себя в чувства и отправляемся на поиски транспорта. Все наши вещи нести на себе не реально, поэтому нанимаем газель и благополучно добираемся до пристани на Онежском озере, откуда ходят "Кометы" до Шалы. "Кометы" до Шалы ходят два раза в день: утром и вечером; на утреннюю мы явно не успевали, а вот на вечернюю (18:00) чудом успеваем взять последние билеты. Что ж, целый день впереди, надо как-то скоротать время. Вариантов много: поездка на о.Кижи или о.Валаам, осмотр достопримечательностей Петразаводска, но после знакомства с ценами экскурсий, мы выбираем отдых на набережной. Вот так весь день и валяемся на берегу Онежского озера, солнце греет - хорошо! Вечером загружаемся в "Комету" и отправляемся в Шалу.
     Прибыв в Шалу, не можем договориться ни с одним из водителей, чтобы тот отвез нас в д.Куганаволок, и, слегка отчаявшись, садимся в автобус, который следует до Пудожа. По дороге в Пудож пытаемся уговорить водителя, чтобы он нас довез до Куганаволока за отдельную плату, но и он не соглашается, уповая на строгий режим местного автопарка. Что ж, перспектива у нас была, прямо скажем, не очень: ведь от Пудожа до Куганаволока примерно 90 км безлюдной дороги! Прибыв в Пудож, мы узнаем водителя на тойоте, который нам уже один раз отказал ещё в Шале и начинаем его атаковать. Понимая безвыходность ситуации, предлагаем ему завышенную цену (3500р.) и о, чудо, мы едем в Куганаволок!
     Не доезжая до д.Куганаволок, сворачиваем с дороги и направляемся в полузаброшенную деревню Кевасалма, откуда наконец-то начинается водная часть похода. Немного не доехав до Водлозера, выгружаем вещи и идем пешком, быстро собираем лодки и встаем на воду. Ночь. Луна. Идем до ближайших островов, где и ночуем.

     12 августа. Встав с утра, обнаруживаем, что некоторые части одной байдарки неисправны (сломаны заклепки), после чего находим на острове старую деревянную лодку и разбираем её на расходные материалы (гвозди). Сломанные заклепки с лихвой заменяем добытыми гвоздями, завтракаем/обедаем и в путь.
     Погода замечательная: жарко, светит солнце, безветренно. За 3 часа добираемся до Вамской плотины и понимаем, что не можем не провести ещё один день на великолепном Водлозере и не полюбоваться прекрасным закатом. Ночуем снова на одном из островов озера. Ах, как же прекрасна природа в Карелии!

     13 августа. Пол дня дурачимся, плескаемся в воде, играем, но впереди серьёзный сплав по рекам. На воду встаем после обеда, доходим до Вамской плотины и вот она - река Вама.
     После плотины сразу же первый порог - Устинские (3 к.с.). Впервые увидев порог "вживую", всех участников пробирает небольшой мандраж. Оптимизма не добавляет найденная нами разодранная "шкура" байдарки, но после долгого и тщательного осмотра, организовав страховку, проходим порог по основной струе по центру. Дальше идем не спеша, осматривая каждый небольшой порожек, к вечеру доходим до порога Ракуй. После долгого осмотра 2 экипаж первым проходит порог. Первую ступень (4 к.с.) - ближе к правому берегу. После первой ступени - прижим вправо (большое дерево). Выходя с основной струи, входит во вторую ступень порога (2 к.с.) и проходит её по центру. Масса эмоций! Вот это первый настоящий порог!
     Смеркается. Вторым пытается идти 1 экипаж, но сразу же на входе в первую ступень "запутывается" в камнях, после чего прохождение порога решено отложить на утро. Утро вечера мудренее!
     Проводим лодки через порог по воде, а не очень трезвый представитель литовской группы на катамаранах (мы их называли финами, уж очень они на финов были похожи:), пытается уговорить нас всё-таки пойти порог ночью, но мы твердо уверены в своем решении. Разбиваем лагерь, ночуем.

     14 августа. Днёвка. Накопленная уталость от дороги и первые эмоции подсказывают нам, что пора бы и перевести дух. Ловим рыбу, купаемся, любуемся порогом. Мимо нас проходят несколько групп на катамаранах. Да, река-то популярная среди туристов.

     15 августа. Завтракаем, собираемся, обносим лодки и проходим порог. Для второго экипажа это уже второе прохождение порога, но всё равно у всех участников эмоции плещут через край. Выдвигаемся после обеда. Порог Островец проходим без осмотра правой протокой. Так как воды мало, первые три ступени пробираемся, застревая на камнях, а вот интерсную четвертую ступень (4 к.с.) после слияния двух проток проходим ближе к левому берегу. За небольшим плесом проходим под мостом. Местные рыбаки грозяться догнать литовцев (финов) и наказать их за украденные сети, тем самым давая нам понять, что воровать чужую рыбу и сети - не культурно!
     Далее Вашпорог. После осмотра первым идет 1 экипаж. Проходя по центру первую ступень (4 к.с.) налетаем на огромный обливник, на котором струей нас разворачивает кормой вперёд, но не сбрасывает с камня. Просидев достаточное количество времени на камне, под угрозой оверкиля пытаемся враскачку слезть с него. Главное успеть развернуться, ведь дальше один за одним обливные камни и наткнуться на них бортом удовольствие малоприятное. Организовав страховку ниже по течению, начинаем раскачивать лодку интенсивнее, и нам удается слезть с камня, но не успеваем развернуться и дальнейшее прохождение порога осуществляем кормой вперед. Вот это да! Переведя дух проходим вторую ступень (2 к.с.), пересекая струю слева направо, чалимся и организуем страховку для следующих экипажей.
      2 экипаж, не используя опыт предыдущих участников, также налетает на обливной камень, но за счёт большей скорости лодка слетает перпендикулярно струе в бочку за камнем, почти оверкиль, но они выравнивают лодку и успешно проходят оставшуюся часть порога. 3 экипаж проходит первую ступень ближе к левому берегу, а вторую, так же как и предшественники без каких-либо трудностей.
      Дальше проходим несложные пороги и встаем на ночевку в тихом и уютном местечке, недалеко от впадения реки Чепша.

     16 августа. Ещё ночью начинается дождь, который продолжается весь день. Дневка! Заполняем паузы дождя рыбалкой, волейболом и т.д., в общем, отдыхаем!

     17 августа. Несмотря на то, что погода не улучшается, решаемся идти, отпуск-то не резиновый, а впереди ещё столько сложных порогов!
     Проходим несложные, но требующие осмотра пороги. Не можем разобраться в их названиях: Половинский (2к.с.), Сиговец (3 к.с.), Казимир (4 к.с.)??? Ждем Пурпорога с его однозначными ориентирами! Но не дождавшись Пурпорога с нами случается ЧП.
      2 экипаж, первым проходя по центру очередной порог без осмотра, на правом повороте садится на мель, после чего сползает с мели и чалится к правому берегу перед второй ступенью порога. 1 экипаж проходит поворот ближе к левому берегу и входит во вторую ступень порога. Длина второй ступени примерно метров 300-500. Все русло забито камнями. Несколько раз посидев на камнях, 1 экипаж чалится за порогом на левом берегу, где и происходит знакомство с нашими хорошими друзьями из Питера - дядей Сашей и тётей Таней.
      Глядя в бинокль, дядя Саша практически без имоций говорит, что одну из наших лодок намотало на камень. Шок! Не может быть. Смотрю в бинокль, точно лодка 3 экипажа на камне, Таня рядом с лодкой, а Ванька посередине реки ниже по течению. Впопыхах бегу назад к лодке, понимаю, что один из спасконцов в той самой лодке, что на камне, а второй у 2-го экипажа, который ещё не в курсе о произошедшем.
      Подбегаю к потерпевшей бедствие лодке: что делать? Течение сильное, не подойти. Таня пытается кинуть спасконец мне, но попытка неудачна, веревка запутывается сама и запутывает лодку. Мимо проходит 2-ой экипаж, и понимая, что произошло, чалится к левому берегу пересекая струи порога. Подходит дядя Саша, кидаем спасконец, который принес 2 экипаж. Со второй попытки спасконец доставляем Тане, она карабинит его за лодку и выбирается по веревке на берег. Уже легче.
     Дальше пытаемся снять лодку с камня, для этого втроем (Я, Андрей Б. и Артем) раскачиваем её, а дядя Саша и Ваня, которому надоело ждать помощи и пришлось выбраться своими силами, тянут за спасконец. Несколько попыток неудачны. Очень сильно закрутило лодку на камень. Ещё одна попытка и лодка медленно сползает с камня. Я и Андрей Б. успеваем зацепиться за борт, и нас вместе с лодкой чалят к берегу, Артем же, не успев зацепиться за лодку, знакомится со значением слова "самосплав" на практике:)
     Лодку принесли в лагерь дяди Саши и тёти Тани. Да, картина не из приятных: все центральные стрингеры, фальшборта и кильсоны просто всмятку, лодку сломало попалам! К счастью дядя Саша учит нас чинить лодку с помощью березовых вставок и шин, и мы до ночи и почти весь следующий день ремонтируем лодку. А вечером едим копченую рыбу, подаренную нашими друзьями. Да, хоть что-то хорошее за целый день. И ещё, по подробной карте дяди Саши узнаем, что находимся на пороге Востровский. Это название запомниться навсегда!

     18 августа. Ремонтируем лодку. Ближе к 17:00 выдвигаемся дальше. Доходим до порога Казимир (4 к.с.). Проходим после осмотра ближе к правому берегу. Когда проходит 3 экипаж, все остальные наблюдают с замиранием сердца, но всё хорошо, конструкция лодки прочна и выдерживает удары о небольшие камни.
     Подходим к Пурпорогу. После осмотра с правого берега ставим страховку и сигнальщиков, и первым первую ступень порога (4 к.с.) проходит 2 экипаж. Не без приключений. Не выдержав намеченную линию движения (ближе к левому берегу), они смещаются в центр и налетают на камень...Хорошо, что носом, а не бортом. Струей их сбрасывает с камня и они проходят дальше, чалятся между первой и второй ступенью порога. 1 экипаж проходит порог не в полном составе. Дело в том, что Аня забыла нажать на кнопку записи на видеокамере, снимая прохождение 2 экипажа, и почти добровольно отказалась от прохождения порога, уступив своё место в лодке Андрею Б. На самом деле, это конечно случайное совпадение, но порог решаем пройти Я с Андреем Б., в связи с заминкой при прохождении 2 экипажа. 3 экипаж в целях безопасности лодку проводит по воде.
     Доходим до моста, 1 экипаж первым без осмотра проходит неплохую шиверу за мостом смещаясь из центра к левому берегу. 2 экипаж идет под мостом ближе к правому берегу и не успевает попасть на основную струю по центру, в результате чего проводит лодку по камням по правому берегу. Я занимаю место Тани в 3 экипаже, и мы с Ваней проводим лодку также, как и в первом случае. Темнеет. Ночевать рядом с мостом не хочется, обстановка какая-то неблагоприятная: пьяные местные жители. Решаем идти дальше. После осмотра проходим порог Боровой (3 к.с.) по центру левой протоки, а после слияния двух проток - пересекая струю слева направо. При прохождении порога 2 экипажем опять чуть не произошло ЧП. Лодку развернуло на камне, поставило бортом к струе и понесло на два больших камня. Чудом лодка проскачила между этих камней, не зацепившись ни за один из них. Оставшуюся часть порога прошли без проблем. 3 экипаж практически в полной темноте провел лодку по воде.
      Дальше идем по плесу до слияния Вамы с Сухой Водлой, где и ночуем.

     19 августа. Позавтракав, выходим с утра (впервые за весь поход выходим раньше 15:00!). После осмотра и установки страховки проходим Верхневамский порог (4 к.с.) левой протокой. 1 и 2 экипаж не выдерживают линию движения (по основной струе, смещаясь к правому берегу), в результате чего каждый попадает на большой обливник почти на выходе из порога, но за счет скорости пролетают его. Лодку 3 экипажа решаем провести по воде. Садимся в лодки и ждем Нижневамского порога (3 к.с.). Неожиданно для нас Нижневамский порог оказывается очень близко и все экипажи идут его без осмотра. К счастью все попадают в центральный слив и удачно проходят порог. Идем по плесам до Нетомского порога, на котором снова встречаем наших друзей: дядю Сашу и тётю Таню. Делимся впечатлениями, они дарят нам щуку килограмма на 2, примерно, и большого окуня. Двигаемся дальше - время не ждёт.
     Порог Нетомский (2 к.с.) идем сходу. После разветвления Водлы на два рукава идем левым, по нашей воде правым идти-то нереально, так что маршрут подсказывала сама река. Порог Киньский (3 к.с.) проходим после осмотра с левого берега и установки сигнальщиков. 2 экипаж первым проходит примерно по центру, следом идет 1 экипаж, практически не задев ни одного камня. Оглянувшись назад удивляемся при виде на порог снизу. Да там камень на камне! Лодку 3 экипажа проводим по воде. Порог Перчище (2 к.с.) проходим после осмотра.
      Порог Баранья голова (3 к.с.) очень интересный, с большими валами и огромным камнем посередине. После осмотра все проходим по самым большим валам, справа от камня. Ух, кто-то даже взвизгнул :). Дальше идем по "долине бегемотов", где на длинном плесе хаотично расположились огромные камни! Порог Мокриус (2 к.с.) не заметили. На правом повороте сходу прошли порог Верхние щелики (2 к.с.). Простой хороший слив, отличное место для ночевки.
     Немного путаваемся в названиях: д.Верхний падун, д. Нижний падун, порог Падун. Решаем, что на реке есть 2 порога под названием Падун. На самом деле рядом с деревней Верхний падун находится порог Верхние щелики, а рядом с деревней Нижний падун - непосредственно порог водопадного типа Падун. Он один! Сходу пройдя порог Нижние щелики (2 к.с.) ждем воображаемого 1-го Падуна. Чалимся с правого берега, идем смотреть. Вроде бы похож на 2-ой (единственный) Падун, но воды мало и терзают сомнения и где же знаменитый якорь? По описаниям наших друзей из клуба, которые ходили по этому маршруту в 2004 году, якорь должен быть с шестью крюками, но мы находим в кустах якорь с четырьмя крюками. Значит всё-таки 1-ый Падун? Собирается идти 2 экипаж, но сомнения всё ещё терзают. Вспоминаем, что на Падуне должна быть мемориальная табличка скотч-терьеру; ищем её; находим. Это тот самый единственный Падун. После всего вышесказанного начинаем смотреть на порог по-другому, с волнением и опаской. Решаем не идти сегодня, разворачиваем лодки, идем вверх по течению, ночуем на Верхних щеликах. Уж очень красивое там место!
     Да, вечером из половины подаренной нам щуки делаем уху, а вторую половину и окуня жарим. Вот это ужин!

     20 августа. Завтракаем. Мимо нас снова проходят наши друзья из Питера. Встретимся на Падуне! Собираемся, ещё раз проходим порог Верхние щелики. Очень эмоциональный порог. Доходим до Падуна. Думаем. После долгих раздумий, учитывая совет дяди Саши, не решаемся идти Падун. Обносим лодки, идем дальше.
     Порог Осиновец (4 к.с.) проходим после осмотра. Входим по основной струе, дальше прижимаемся к левому берегу и сливаемся впритирку с большим камнем на берегу, на правом повороте уходим от прижима влево и оставшуюся часть порога скачем по камням как на конях. Да, воды маловато. Таким образом все 3 экипажа проходят заключительный порог нашего маршрута. Дальше ещё несколько небольших порогов, но они как-то совсем не запомнились, после увиденного Падуна.
     В д.Водла прибываем вечером, опять встречаем дядю Сашу с тётей Таней, которые нам помогают прописаться у местного жителя, Серёги. Правда для этого приходится слегка приврать, что мы из Питера, ибо Москвичей там на дух не переносят. Но мы не гордые, из Питера, так из Питера, ведь ночевать на острове не безопасно - воруют местные (это мы знаем от наших товарищей из клуба, у которых там украли рюкзак с вещами и костровой набор). Да, кстати, потеря кострового набора - плохая традиция наших походов по Ваме-Водле. В этом году костровые мы бессовестно забыли на первой же стоянке на острове Водлозера, за что и не были похвалены Виктором Ивановичем - нашим руководителем: "Вы б лучше там байдарку оставили, .....!"
     Договориваемся с водителем местного автобуса, чтобы с утра в 5:00 он нас забрал первыми в назначенном месте, а потом поехал бы по маршруту. Разбираем лодки, ночуем в тесненькой бане.

     21 августа. Встаем с утра, оставляем Серёге оставшуюся еду и денег (вечером он от денег отказался), садимся в автобус, едем до Пудожа. В Пудоже нас как-будто ждет знакомый нам водитель на тойоте - Валерий, который за небольшие деньги отвозит нас в Шалу. В Шале нас ждет неприятная весть - "Комета" сломалась. Блин, приплыли! Едем с Валерием до Медвежьей горы (уже за гораздо большие деньги), откуда электричкой добираемся до Петрозаводска. Ночуем в Петрозаводске. Вечером прогулка по набережной Онежского озера. Ах, как жаль, что всё закончилось, но впереди новые приключения!

     22 августа. Отъезд. Предварительно запасаемся карельским бальзамом, садимся в поезд, едем домой.

     23 августа. Ранним утром прибываем в Москву. Не наслаждаемся техногенным расветом на Казанском вокзале, собравшим в себе, наверное, все цвета радуги. Едем в Раменское. Ну вот вроде и всё.


     P.S. До сих пор нам не верят, но такое было: знаменитой карельской черники и грибов не было ВООБЩЕ! Вот такое хреновое лето. Приходилось чернику заменять отваром из черничных листьев с пихтой ... Да, черничный отвар - слабая замена мескалина:)


     Автор: Андрей Голубович



 
Окуловский слалом
р.Перетна, Новгородская обл
1-5 июля 2009
Биатлон 2010 Спортивная гимназия 2008 и День здоровья МОГК 2008 Водный поход по р. Нерская 2008г

Рейтинг@Mail.ru      

GISMETEO: Погода по г. Раменское